На сегодняшний день самым известным и грандиозным сооружением, оставшимся от великой культуры Чачапойя является крепость Куэлап. С каждым годом количество посещений на этой археологической зоне растет, но совсем малое количество людей обращает внимание на более «мелкие» следы, коими изобилует несколько регионов Перу.
Облачные люди (так переводится самоназвание культуры) достаточно малое время уделяли войнам, несмотря на то, что армия их считалась сильным и опасным противником (они были одни из немногих, оказавших сопротивление великой Империи Инков). При этом, огромное значение на территории их власти имело искусство и духовная жизнь. На сегодня науке известно всего лишь 5-10 процентов всей информации о чачапойях — их укладе, традициях и жизни в целом. Следы, оставленные ими на сегодня почти разрушены и разворованы мородерами. Но те крупицы, что остались, способны поведать нам удивительные истории.
Петроглифы и наскальная живопись.
Концентрация наскальной живописи на землях некогда насенных облачными людьми впечатляет! От целых алтарей с воинами, радугами и солнцем до крошечных антропоморфных фигурок. Сохранились так же и оштукатуренные стены бывших зданий с целыми муралями (фресками), изображающими танцующих, улыбающихся людей. Встречаются достаточно редкие экземпляры рисунков, содержащих несколько цветов, а чаще всего рисунки, выполненные красной краской из растертых минералов, популярных в этой местности.
Саркофаги и тумбы.
Наиболее характерная особенность, отличающая культуру чачапойя от других — это способ захоронения умерших. Облачные люди верили в загробную жизнь, и важным для них был переход в нее. Умершего сажали в позу эмбриона и замуровывали в персональный вертикальный саркофаг высоко на скалах. Саркофаг должен был быть непременно обращен на восток (символ пробуждения) и в сторону реки (символ вечной жизни). Первые испанцы, начав разворовывать саркофаги, быстро поняли, что взять из них особо нечего. Чачапойцы не верили в то, что золото можно унести с собой в другой мир. С телом умершего оставляли лишь совершенно личные вещи, одевали его в парадные одежды и заворачивали в похоронные саваны. Больших отличий между знатью и простыми людьми не было, были лишь отличия в самих саркофагах, рисунках и форме, отображавших род деятельности человека при жизни. Благодаря этому факту, саркофаги были заброшены и забыты на долгое время. Но позже появился спрос на древний антиквариат для частных коллекций. Например, хорошо сохранившийся саван, вытканный в ручную с рисунками и узорами мог стоить на черном рынке целое состояние. Разграбления восстановились. Крестьяне продавали награбленное за копейки иностранцам. Значение имело только количество. Саркофаги, расположенные в невероятно труднодоступных местах просто разбивали и разламывали на скорую руку, и, выбрасывая кости наружу, уносили все, что могло иметь хоть какую-то цену. Зачастую это были персональные маски — лица, украшенные рисунками. Но и до наших дней что-то смогло сохраниться нетронутым. Некоторые саркофаги заселили колонии пчел-убийц, некоторые находятся на слишком отвесных скалах. А потому и сегодня их маски, иногда улыбающиеся, смотрят день за днем на новые рассветы и на стремительно меняющуюся жизнь потомков.
Сооружения и деревни.
Не менее чем саркофаги на отвесных скалах, впечатляют на таких же отвесных скалах маленькие ритуальные деревни. Их ориентация, форма строений, рельефы на стенах — все имело определенное значение. Сегодня некоторые из подобных сооружений крайне опасны для посещения из-за непрочности частично обвалившихся скал. Для посещения других необходимы навыки скалолазания с веревками, карабинами
Сооружения и деревни.
Не менее чем саркофаги на отвесных скалах, впечатляют на таких же отвесных скалах маленькие ритуальные деревни. Их ориентация, форма строений, рельефы на стенах — все имело определенное значение. Сегодня некоторые из подобных сооружений крайне опасны для посещения из-за непрочности частично обвалившихся скал. Для посещения других необходимы навыки скалолазания с веревками, карабинами
Осколки керамики и посуды.
Еще одно интересное свидетельство культуры. Осколки керамики сопровождают все места поселений. Сегодня большинство их находят крестьяне на своих полях. Потому у каждого местного жителя можно обнаружить свой маленький домашний музей. Подержать в руках глиняные черепки, украшенные затейливым узором — всреравно что прикоснуться ко времени. Кто-то создал этот рисунок живой рукой, кисточкой, возможно тысячу лет назад. И этот рисунок теперь перед тобой!
Я стою на краю на обрыве над рекой
Не могу пошевелить ни рукой, ни головой
Защемило сердце мне в голове замкнуло
Мне осталось только петь то, что ветром
В голову надуло..